- На территории России и других стран СНГ экстремистские
мусульманские течения начали развиваться именно после распада Советского Союза.
Эти организации всегда искали такие места, где люди еще не в состоянии отличить
истину от лжи. После религиозного вакуума, который существовал в СССР, молодежь
оказалась далека от понимания религиозных законов, в том числе и мусульманских.
К тому же возникла масса бытовых проблем: сложности с трудоустройством, нищета.
Это и обусловило появление экстремизма на определенных территориях.
Я подтверждаю, что экстремизм на нашей территории развивается.
Некоторые утверждают, что он появляется лишь в "горячих" точках, где
идет война, кровопролитие. Мы, духовные лица, осознаем опасность появления
экстремизма в том или ином регионе, как только там появляется соответствующая
литература. Ни для кого уже не секрет, что запрещенная и опасная по своей сути
литература уже десять лет, если не больше, свободно печатается повсюду (без
всякого контроля) на территории СНГ. Поступает она и из-за рубежа от различных
"духовных" центров, которые, кроме представителей экстремистских
течений, здесь никто не знает. Никто не знает ни авторов этих книг, ни названий
международных общественных организаций, которые эти книги выпускают. У людей
есть потребность читать что-то об исламе, а экстремисты заполняют пустоту
литературой своего направления. Замечу, что тираж каждой такой книги - не
меньше трехсот тысяч, а раздают их бесплатно (!).
К сожалению, большая часть книг экстремистского характера была издана в
Москве, перевод и подготовка к печати проходили в Хасавюртовском районе
Дагестана. За эти слова я отвечаю.
- Что такое ваххабизм вообще? Это течение, отрицающее
всякие новшества в исламе и возвращающее, казалось бы, к истокам ислама. Но у
ваххабистов свое собственное понятие об истоках мусульманства. Основатель этого
течения выступал и против своего родного брата, и против отца.
Ваххабизм был причиной кровопролития и на арабских территориях на
протяжении многих лет. Он развивался сначала там, а впоследствии ваххабиты стали
искать "слабые" точки во всем мире, где есть социальные проблемы,
политические - там они и находят "элемент", с которым работают.
Но не только течение ваххабитов "достойно" того, чтобы о нем
говорить. Есть и другие экстремистские направления. "Джамаат
Исламийя" - вооруженные формирования партии "Братьев Мусульман",
которые на территории и России, и Украины работают уже давно, привлекая в свои
ряды сторонников. Они распространяют литературу, изданную как в Пакистане, так
и в других странах.
Движение "Джамаат Исламийя" зародилось в Египте, возглавил
его Саид Кутуб, а на территории Пакистана лидер этого движения Абу Аль Маудуди.
Их книги большими тиражами распространяются в основном в Москве. Особенность
этого течения в том, что оно не признает никаких "временных" законов
на земле, то есть законов государства. Для них нет авторитетов ни в лице
президента государства, ни в лице короля. А люди, исполняющие законы
государства, для них враги. Об этом написано в их книгах и по-арабски, и
по-русски.
Они не называют себя ни ваххабитами, ни сторонниками других
формирований. Они, по их уверениям, просто помогают изучать ислам, Коран,
арабский язык. Бесплатно отправляют "учеников" в ознакомительные
поездки и на учебу за рубеж. Они рассчитывают на молодежь, и их расчеты
оправдываются: обученная ими молодежь готова идти против своих отцов, отрицая
все традиции и обычаи, которые, по их понятиям, являются новшеством. А все
приверженцы "новшеств" для них уже немусульмане. Найдут возможность
убить такого человека - убивают. Примеры такие есть: по этой причине убили
муфтия Таджикистана, вы знаете, что сейчас происходит с муфтием Дагестана,
который не встал на сторону боевиков-ваххабитов.
Свою идеологию они насаждают с помощью любых способов. Хочет человек
изучать арабский язык - ему помогут, но помимо языка он будет обучаться и
экстремистским идеям, которые изложены в книгах авторов, толкующих ислам и
Коран так, как им выгодно.
- Распад Союза повлек за собой несовершенство
законодательства вновь образованных государств, что дает полную свободу для
распространения экстремистской идеологии. Если так и будет продолжаться, это
может привести к взрыву ситуации и расколу в обществе, особенно на территории
европейских государств, где люди об исламе не знают ничего. В результате у них
появляется враждебность по отношению к мусульманам вообще, страх перед ними.
Мы не можем ждать, иначе упустим время, и тогда уже здесь может
повториться то, что произошло в Москве, что сегодня происходит в Чечне, что
было в Таджикистане и Дагестане. Мы все должны осознать опасность, грозящую
государству, и участвовать в борьбе против экстремизма.
Государство должно исключить возможность юридической регистрации
подобных "общественных" организаций. Нужно отказаться от их
финансовой или гуманитарной помощи. Лучше жить бедно, но честно и гордо, не
связываясь с их грязными деньгами.
На Украине пока очень мало людей, осознавших опасность экстремизма и
выступающих против него.
Хочу обратиться и к духовным лицам мусульман: когда ищете источник
финансирования для какого-либо объекта, будьте внимательны. Думайте о том, как
отразятся связи с подобными партиями и течениями на вашем народе, на его
судьбе.
Цель представителей экстремистских организаций - построение исламского
государства на любой территории, где только им удастся зацепиться. Если же
построение такого государства невозможно, территорию такой страны используют
как транзитную или как плацдарм для "освоения" других территорий.
Сегодня в Европе работают международные организации, формально исполняющие
какие-либо вполне благопристойные функции, а подпольно они ведут работу по
подрыву устоев государства.
Развитие экстремистских течений в Крыму обусловлено тем, что здесь
масса проблем, целый клубок, от социальных до юридических, законодательных.
Здесь есть целый народ, говорящий на своем языке, идут споры о том, кто здесь
жил раньше, кого можно считать коренным жителем. Такие исторические трения
создают почву для появления здесь различных эмиссаров от того или иного
экстремистского течения, которые используют взрывоопасную обстановку для
достижения своих целей.
Нельзя говорить, что целый народ, будь то чеченский, крымско-татарский
или любой другой, - это сплошь террористы или экстремисты. Народы сами страдают
от того, что заражаются таким "вирусом".
Смотрите, какая в Крыму бедность, здесь не было мечетей, не было жилья
для возвращающихся крымских татар, очень тяжело найти работу, впрочем, как и
повсюду. Поэтому если расходовать деньги на якобы помощь народу, можно обойтись
очень маленькими суммами. А помогать есть кому - в Крыму живут и мусульмане, на
них и возлагают свои надежды экстремисты. Мы волнуемся, что на территории
Украины, как и в России, развивается мусульманский экстремизм. Я говорю это не
для того, чтобы посеять страх. Есть службы, обязанные контролировать ситуацию и
наличие вышеуказанных формирований, следить за их работой и распространением
литературы, запрещенной во всех цивилизованных государствах.
Хочу напомнить, что экстремизм - проблема общая, а не только одного
народа. Мы все вместе обязаны сохранить мир на Украине.
Записал Дмитрий КУЛИКОВ.