СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ КРЫМСКИХ КАРАИМОВ
Сигаева Г. В., доцент каф. Российской истории

 

   Крымские караимы (караи) – это древний народ, численность которого сейчас на всей земле не превышает трех тысяч. Караи – маленький осколок большого тюркского племени хазар [1, с.7], давших начало народу, который в последствии законом Российской империи был зафиксирован как «караимы».

  Краткая историческая справка. Караимы – аборигены Крыма. Сформировались в результате ассимиляции древнейшего населения Крыма с тюрками гуннского и хазарского племенных союзов. Современная наука относит караимов к тюркской группе алтайской семьи народов, а караимский язык – к кыпчакской группе тюркских языков. Религия караимов – караизм – исповедание одного лишь Ветхого Завета Священного Писания (Библии). Служба велась в основном на древнетюркском караимском языке. Ветхий Завет был переведен на него не позднее ХI века [2, с.111]. Жили караимы преимущественно в горной части Крыма, в округе их крепости Кырк – Ер (Джуфт – Кале), в Феодосии (Кефе), Старом Крыму (Солхат), Евпатории (Гезлёв) и др. районов полуострова. С 1246 года часть попала на запад Украины (Галич, Луцк) по приглашению князя Данилы Галицкого. С 1398 года – в Литву, после похода князя Битовта, который переселил несколько сот караимов для охраны замка и границы государства. С присоединением Крыма к России караимы расселились по ее территории.

  Религия караимов признавалась государством самостоятельной, и в паспортах указывалось «вероисповедания караимского». Материальная культура и быт были восточными. Традиционно занимались земледелием (садоводством), скотоводством, военным делом, ремеслом, торговлей. Караимы ни когда не торговали спиртными напитками, не участвовали в игорном и другом бизнесе, противоречившем их религиозным и нравственным установкам. По этой же причине все со-стоятельные караимы были щедрыми благотворителями и среди караимов никогда не имелось нищих.

  В 1914 году в России было 14 тысяч караимов, в Крыму – 5 тысяч. Действовало 20 храмов – кенас, из них 11 в Крыму; 40 караимских общин, 9 – в Крыму; учебных заведений в Крыму было 13, включая Александровское караимское духовное училище, названное в честь царя и с  его согласия [1, с.212].

   Полноправные граждане России караимы пользовались неизменным покровительством монархов. Среди караимов были члены Государственной Думы, Государственного Совета, Городские головы, судьи, высшие офицеры, дипломаты, выдающиеся ученые и известные врачи.

   Караимы играли довольно заметную роль в торгово-промышленной жизни Крыма и России Х1Х – нач. ХХ вв. В Москве караимы владели жилыми домами, машиностроительными заводами, заводом электронагревателей, конезаводом. Конезаводчик М. Шапшал, старший брат будущего Гахана караимов С. Шапшала, был воспитателем известного рысака орловской породы Крепыша, признанного «Лошадью столетья» [8, с.34-35]. Караимам принадлежала почти вся табачная промышленность в Крыму, Москве, Петербурге и Киеве. В Москве несколько семей караимов владели табачными фабриками «Дукат», «Ява». Наладили получение лучших сортов табака из Крыма, Турции, с острова Ява. В Европе Россия занимала первое место по выпуску табачной продукции, и в этом не малая заслуга караимов, организаторов табачного производства [8, с.19-20]. В начале ХХ века в России среди караимов насчитывалось 12 миллионеров (на каждую тысячу – один миллионер). Караим Арабаджи был избран председателем купеческой гильдии в Москве [8, с.25].

  Особенно привлекала караимов во все времена – военная карьера. В российской армии до революции в процентном отношении караимы были на первом месте среди кадровых офицеров/более 500 офицеров караев / [1, с.213]. Были караимы адмиралы, генералы, полковники. В гражданскую войну многие погибли, оставшиеся в живых вынуждены были покинуть Родину. Так образовалась община караимов во Франции, в основном из кадровых офицеров [1, с.213]. В эмиграции оказались генералы Хаджи и Я.Кефели, полковник И.Безикович и др. В Крыму после 20-х годов общественная и религиозная жизнь караимов замерла. Здания кенас стали использоваться не по назначению. В центре Киева и сейчас недалеко от Золотых ворот возвышается красивое здание кенасы, построенное по проекту известного архитектора Городецкого – но там размещается Дом актера. Ныне действующие храмы остались только в Тракае и в Вильнюсе. По переписи 1989 года в бывшем СССР было зарегистрировано – 2803, а в Крыму – 898 караимов [2, с.3]. По данным 1997 года на Украине – 1100 человек, в том числе в Крыму – 800 [3, с.7]. В Москве – 300, Петербурге – 100, Литве – 300 [1, с.215]. С начала 1990 года в Крыму начали воссоздавать национальные организации. В Симферополе, Феодосии, Евпатории, Бахчисарае, Ялте – действуют караимские национально-культурные общества и три религиозные общины. Ассоциация Крымских караимов «Крымкарайлар» объединяет в настоящее время девять религиозных обществ. За пределами Украины, существуют общества караимов в Литве, Польше, Москве, Петербурге, Париже.

   У караимов древняя тысячелетняя история, самостоятельная религия, самобытная культура, но об этом знают не многие или принимают на веру утвердившиеся в советской исторической литературе искаженные представления. Надеемся, что этот пробел в изучении истории народов Крыма будет устранен. В последние годы, особенно в связи с объявленным ООН – десятилетием коренных народов, появились научные и популярные публикации, освещающие проблемы этногенеза, обрядов, обычаев, языка, особенностей вероисповедания Крымских караимов- тюков. В этом заслуга прежде всего самих носителей культуры и хранителей исторической памяти караев: С.Кушуль, Л. Ефетова – Габай, Б. Леви, С. Мангуби, Я. Бараш, Г. Ялпачик, М. Хафуз, А. Фуки, Ю. Полканов, М. Казас, М. Сарач и др.

   Одним из первых начал профессионально собирать материал по истории крымских караимов в советское время   известный краевед А.И. Полканов (1884-1971 гг.). Этот широко образованный человек заведовал в 30-е годы Крымохрисом, Краеведческим и художественным музеями в Симферополе. Его стараниями было сохранено после революции значительное количество памятников искусства, книг, документов. В годы немецкой оккупации (1941-1944 гг.) А. Полканов вновь спас исторические и художественные ценности, уникальные книги и документы библиотеки «Таврика». А. Полканов автор более ста работ по истории, археологии, этнографии Крыма. К сожалению, его научное наследие практически не изучается. Для нас особенный интерес представляют оригинальные рукописи о караимах. Работе помешала война и депортация крымских татар. Собирать и публиковать материалы о караимах, близких по крови к депортированному народу, не представлялось возможным. Обстановка изменилась только в конце 80-х годов. Стало возможным опубликовать рукопись А. Полканова, написанную более полувека назад [1]. Рукопись дополнена новыми данными и справочным материалом, редкими фотографиями из личных архивов. В подготовке издания участвовали А. и Ю. Полкановы, В. Козлов, А. Баранов, В. Кутайсов.

   Ю.А. Полканов (1935, г. Симферополь) – доктор геолого-минералогических наук, академик Академии Технологических наук Украины, лауреат государственной премии Украины в области науки и техники – известный в Крыму караимовед. Он автор серии работ по этногенезу, обрядам, обычаям, фольклору и особенностям вероисповедания караев [3,4,5 и др.]. Руководит научным центром Ассоции крымских караимов. Поддерживает и помогает всем, кто проявляет интерес к истории караимов. За вклад в развитие культуры караимского народа Крымский Республиканский фонд культуры наградил его Премией имени И. Казаса (1997 г.).

   Несомненный интерес представляют работы В.А. Кутайсова – кандидата исторических наук, зав. отделом античной и скифской археологии Крымского филиала Института археологии национальной Академии наук Украины. Он автор более 80-ти научных работ. Среди них значительная работа о жизни и деятельности Евпаторийского Городского головы – С.Э. Дувана [5]. Крымский Республиканский фонд культуры наградил В. Кутайсова Премией имени И. Казаса, за вклад в области просвещения, тюркологии и истории караимского народа (1995 г.) .

  Значительный вклад в сохранение и развитие караимской культуры внес академик М.С. Сарач – член Российской Академии естественных наук. Объединив усилия караимов Москвы, Петербурга, Крыма, Литвы, специалистов по караимике, он создал два тома Караимской народной энциклопедии. В основу первого тома легла работа М.С. Шапшала «Караимы в Крыму, Литве и Польше», и фотоматериалы из личных архивов [6]. Второй том энциклопедии посвящен религии Крымских караимов – от шаманизма, до философско-религиозного учения Анана Бен Давида. Посвящение предшествующее труду свидетельствует о его общечеловеческой значимости: «Посвящается памяти всех кто, согласно заветам Иисуса Христа, Магомета и Анана, не забывал нуждающихся» [7]. Академик М. Сарач также главный редактор и спонсор вышедшего к 850-летию Москвы труда «Караимы и Москва». Это уникальная книга. Материалы готовила Московское «Культурно-просветительное общество» караимов во главе с президентом М.М. Казасом [8]. Михаил Семенович Сарач (1910 год, Москва) принадлежит к одному из самых старинных караимских родов, которые до революции обладали миллионным состоянием: золотыми приисками, фабриками, соляными промыслами, земельными угодьями, родовым поместьем в Крыму. В Париже М. Сарач получил юридическое образование, занимается исследованиями по караимике. За работы по дохазарскому периоду истории, этническому происхождению крымских караимов и религии в 1995 году ему присвоено звание академика Российской Академии естественных наук [8, с.30-31]. Академик М. Сарач много лет возглавляет караимскую общину в Париже, активно помогает караимам России и Крыма. В 1994 году учрежден фонд имени М. Сарача. На его средства издается в Москве на русском языке газета «Караимские вести». Она несомненно, объединяет и просвещает караимов России и Крыма.

   В работах названных авторов освещается не только этническая история народа, религия, но рассказывается и о наиболее известных караимах, обогативших культуру своего народа и внесших значительный вклад в многонациональную культуру России и Крыма.

   В культурной жизни России Х1Х – нач. ХХ вв. заметную роль играли представители караимской интеллигенции. Известен был артист Художественного театра, а затем директор Драматического театра И. Дуван – Торцов, композитор С. Майкапар, московский архитектор Н. Арабаджи, дипломат М. Казас, корифеи клоунады Бим и Бом, звезда русского балета Анна Павлова (отец ее, евпаторийский караим Шабетай Шамаш) и др. Творческая деятельность караимов по данным Румянцевской библиотеки в начале ХХ века была очень интенсивной. Перечень авторов публикаций насчитывал 1208 человек, что довольно значительно, для малочисленного народа [8, с.20]. Интересы караимов охватывали почти все направления человеческой деятельности.

  Выдающимся ученым, дипломатом, последним Гаханом – духовным и светским главой караимов был Хаджи Серия Хан Шапшал (Сергей Маркович, 1873-1961 гг.). На основе собранных им материальных и духовных ценностей караимского народа, создал в г. Тракае музей караимов. С. Шапшал был выдающимся в России ученым – тюркологом.

  Среди выдающихся караимов надо назвать имя Семена Эзровича Дувана (1870-1957 гг.), одного из самых ярких представителей городского самоуправления Таврической губернии.

   Выдающимся караимским просветителем, педагогом и поэтом был Илья Ильич Казас (1833-1912 гг.). И. Казас был высокообразованным человеком – знал 11 языков, из них 4 – древних [9, с.23], работал в течение восемнадцати лет в Симферопольской мужской гимназии, основал несколько караимских школ в Симферополе, редактировал выходивший в Одессе караимский журнал «Давул» («Барабан») и Симферопольскую газету «Таврида».

   Известным общественным и государственным деятелем был караим Соломон Самойлович Крым (1867-1936 гг.). Ученый-агроном, благотворитель и патриот, он много сделал для развития экономики и культуры Крыма. С. Крым был членом Государственного Совета и Государственной Думы Российской империи, возглавлял Таврическое губернское земство. С. Крым был инициатором создания и фактическим основателем Таврического университета. В советской истории о С. Крыме упоминается только как о главе краевого Правительства в период гражданской войны, соответственно негативно, кратко и извращенно. Его роль в создании Таврического университета была отражена в очерке А.М. Маркевича в 1919 г. [10, с.11-42]. Затем об этом как бы забыли и только в 1993 г. в «Очерках истории Симферопольского государственного университета» впервые в разделе «Создание Таврического университета», профессор П.И. Гарчев привел фактические материалы, освещающие деятельность С. Крыма по созданию университета [11, с.10-37]. Других сведений о деятельности С. Крыма в советской литературе не было, пришло время напомнить о нем, особенно в связи с предстоящей 80-й годовщиной Симферопольского университета.
 

 



Литература.

1.  Полканов А.И. Крымские караимы/караи – коренной малочисленный тюркский народ Крыма / – Париж, 1995.- 245с.

2.  Ялпачик Г.С. Русско-караимский разговорник. – Симф., 1993.- 112 с.

3.  Полканов Ю.А. Караи-крымские караимы тюрки. – Симф., 1997.-149 с.

4.  Полканов Ю.А. Крымские караимы. – Бахчисарай, 1994.- 89 с.

5.  Дуван С.Э. «Я люблю Евпаторию»... Слово и дело Городского головы. Под общ. редакцией М.В. Кутайсовой, В.А. Кутайсова.- Евпатория: Южногородские ведомости, 1996.-178 с.

6.  Караимская народная энциклопедия. Под общ. редакцией М.С. Сарач. т.1- М.: «Карайлар»,1995.- 246 с.

7.  Караимская народная энциклопедия. Под общ. редакцией М.С. Сарач. т.2.- Париж, 1996.-169 с.

8.  Караимы и Москва. Издание посвящено 850-летию Москвы. Под общ. Редакцией М.С. Сарач.- М.: Госатомнадзор России, 1997.- 88 с.

9.  Бараш Я. Педагог, просветитель, поэт Илья Ильич Казас /1833-1912/. // История в лицах.- Симф.: «АНООНК», 1997.- с. 23-25

10.  Известия Таврического Университета. Кн.1- Симф., 1919.- 70 с.

11.  Очерки истории Симферопольского государственного университета (1918-1939). Под общ. редакцией проф. В. Г. Сидякина. – Симф.: Таврида, 1993.- 414 с.

*       *        *

 На главную страницу

 

 



Hosted by uCoz