Ганкевич В.Ю.
|
Очерк истории крымскотатарского этноконфессионального образования |
|
Важное место в системе крымскотатарского народного образования занимали конфессиональные учебные заведения. Они делились на два разряда, где высшей ступенью были медресе, а низшей - мектебе. Эти учебные заведения были основой обучения и воспитания мусульман в истинно исламском духе и потому пользовались большой популярностью среди верующих крымских татар. Мектебе - начальная ступень традиционной крымскотатарской системы народного образования - была не только приходской школой, а являлась одним из столпов всей истинно мусульманской жизни любого правоверного. Подобная школа закладывала основы национально-конфессионального самосознания, воспитания и мировосприятия. Первые ханы Крымского улуса уделяли большое внимание вопросам распространения знаний среди подвластного им народа. Особенно известен в этом отношении Менгли Гирей, жертвовавший в вакуфную собственность огромные средства. Мусульманский мектебе в Крыму был точной копией подобных учебных заведений стран, где исповедовался ислам. Понятие <мектебе> обозначало <место, где пишут>. Это определение употреблялось в среде туркоязычных мусульманских народов. Все, связанное с мектебе и конфессиональным обучением у мусульман имеет священный смысл. Доказательством этому служит сохранившаяся в некоторых селах горного Крыма начала ХХ века традиционная обрядность. Для правоверного мусульманина считалось долгом отдать своих детей в мектебе, где их научат быть ревностными последователями ислама. Обряд отдачи мусульманского ребенка в мектебе отличался особой торжественностью. Будущий ученик, в сопровождении родителей, родственников, знакомых и учащихся мектебе отводился к учителю. В пути сопровождающими исполнялись мусульманские религиозные песнопения, гимны и стихотворения. Придя в мектебе, родители ребенка вручали его учителю и с поклоном дарили ему особое <приношение> - кофе, чай, сахар, табак, платок, отрез материи, хлеб, иногда деньги... В зависимости от зажиточности и благосостояния семьи. После этой церемонии родителями устраивался общий праздничный обряд. Приглашенные совершали специальное торжественное <дуа> (молебствие). В деревнях горного Крыма, где население отличалось конфессиональной смешанностью, на этот полурелигиозный праздник приглашались даже христиане. Вечером того же дня в доме новичка мектебе собирались уважаемые в деревне люди на чашечку кофе и беседу <лаф>. Среди них были духовные лица, почтенные аджи, аксакалы... В доме соседа собирались женщины - жены духовенства, отчитывальницы, бабки-повитухи. Виновник торжества застенчиво обходил гостей по старшинству и делал им почтительный <селям>, особый род приветствия, оказываемый младшим старшему. Корпус учителей мектебе отличался пестротой и разнообразием. Это были, прежде всего, служители мусульманской религии - имамы, муллы, хатипы, муэдзины. Исполняли должности мектебе учителей и члены семей мусульманского духовенства. Если занятия в классах мальчиков вел мулла, то учениц воспитывала его жена или дочь. Кроме них, к обучению детей в мектебе привлекались <оджи> - люди, совершившие паломничество к святым для мусульман местам, главным образом в Мекку. Эта категория учителей пользовалась особым почетом и влиянием на общину. Фигура учителя - <оджи> - в мусульманской традиции окутана глубоким уважением, благоговейным почтением, а порой и мистицизмом. Последнее часто достигалось не благодаря педагогическим качествам оджи, а с помощью возведенных в абсолют высказываний из религиозных книг. В их числе наиболее яркие следующие: <Выговоры и побои муллы, оджи гораздо полезнее, чем ласки родителей>, <Родители низводят душу человека на землю, а учителя мектебе помогают душе опять подняться в небо!..>, <Кто показал тебе хоть одну букву, тем самым приобрел над тобою право хозяина!>. Запуганные адовыми муками, учащиеся мектебе выказывали одже предельно возможные знаки внимания. Например, ученик не должен в пути обгонять оджу. Придя в мектебе, учащийся не смел даже постучать в дверь. Он должен почтительно сесть на корточки и скрестить руки на груди. Тихо и благоговейно сидя, ученик должен терпеливо ждать, пока сам оджа не появится в дверях и не откроет их. Наиболее авторитетных учителей мектебе встречали с поцелуем руки и полы одежды. Они всегда почетные и желанные гости в любом доме мусульманина. Главной целью мусульманских конфессиональных школ являлось обучение правоверного чтению священного Корана на арабском языке, что составляло серьезную проблему даже для собственно арабов. Древнейшие списки Корана выполнялись с помощью куфического почерка, где отсутствовали гласные буквы. Кроме того, спецификой письменности арабов были большие сложности с прочтением уже написанного текста, т.к. в арабской графике существуют буквы, при произношении имеющие правило удвоения, которое часто изменяло смысл слова. Один и тот же звук в разных местах написания если обозначался соответствующей буквой, то уже в совершенно иных видах начертания. Учение обычно начиналось с молитвы о ниспослании успеха в учебе. Мектебетный новичок приступал к изучению алфавита. Он вызубривал определенное количество букв, произнося бесчисленное количество раз: <Элиф, бей, пей, тей>. После изучения этой части алфавита, на которое уходили месяцы, а иногда и годы, ученик приступал к знакомству с начертанием надстрочных знаков. Далее ребенок начинал освоение слогов из двух и трех букв. Потом ему приходилось вызубривать определенную формулу, состоящую из восьми непонятных <слов> без какого-либо значения. В эти <слова> искусственно были внесены все сплетенные между собой буквы арабского алфавита. Часто буквы и слоги было необходимо произносить <для запоминания> в беспорядочном виде. Таким образом дети мусульманских мектебе зазубривали огромное количество слов, и форм начертания... Изучив все это, ребенок приступал к ознакомлению с Кораном на арабском языке. Огромные сложности обучения очень переутомляли учащихся. Растущий детский организм требовал движения. Шалившие и отвлекавшиеся учащиеся подвергались строгому наказанию оджи. В числе <средств воспитания> были не только оплеухи, подзатыльники и кулаки. Порой оджа мог повалить своего ученика и остервенело топтать его ногами. Широко применялись палки <чубуки>, которыми оджа колотил провинившегося ребенка по чем попало. Особо изощренные <педагоги> использовали наводившую ужас на ребенка так называемую <фаланху>. Она применялась обычно в двух случаях. В первом ребенка подвешивали на блоке с закрученными назад руками. Во втором же - жертву подвешивали за ноги головою вниз. Кому-нибудь из учеников оджа приказывал бить провинившегося по пяткам. Процедура наказания происходила на глазах у всех учащихся мектебе. Напуганные дети начинали еще сильнее кричать тексты своего урока, заглушая вопли своего товарища. Даже предупрежденные родители не могли ничем помочь своему ребенку. Запуганные фанатичным духовенством крымские татары могли лишь совершить молитву для того, чтобы все обошлось и гнев строгого оджи был сменен на милость. Ко второй половине ХIХ века конфессиональные мектебе в Крыму совершенно изжили себя. Они не являлись прогрессивным явлением в жизни крымских татар, оставаясь данью религиозным традициям. Часто их функционирование калечило собственных питомцев как духовно и морально, так и физически. Они не решали образовательных задач, которые поставила развивающаяся цивилизация. Представители российской и национальной педагогической общественности видели насущную потребность в коренном реформировании этой системы народного образования. Поэтому в начале ХХ века с использованием авторитета Таврического магометанского духовного правления была проведена реформа, по результатам которой все крымскотатарские мектебе превратились в приходские школы, основанные на применении звукового метода обучения. Пропагандируемое с начала ХХ века общественно-педагогическое движение джадидизм одержало в Крыму убедительную победу. Все крымскотатарские мектебе стали новометодными (джадидистскими). Тем не менее,
древние крымскотатарские мектебе сыграли свою роль в истории этнопедагогики
этого народа. Они стали символом традиционализма, но пользовались
многовековым авторитетом у крымских татар. Несколько столетий мектебе были
наиболее массовыми учебными заведениями в регионе, и в таком виде выполняли
свою гуманистическую роль. |